Районный проект "Дорога памяти"- Албажинов Дугаржалсан Бадмаевич

5 Апреля 2020

Албажинов Дугаржалсан Бадмаевич, воин и учитель, прожил долгую и счастливую жизнь в своем родном Кункуре. До последних дней своей жизни всегда был в здравом уме и духе, трудился, помогая вместе с внуком Бато дочери Люде вести домашнее хозяйство. Радовался встрече со старожилами села, бывшими своими учениками, часто бывал гостем в школе.

Дугар Бадмаевич родился в местности Боро-Хунды в кункурских степях в семье Бадмын Албажин и Должид третьим ребенком. Братья Абида и Аюша, младшая сестра Максар.

В раннем детстве был отдан в дети семье Гомбын Дамдин, близким родственникам, проживавшим в Челутае, где прошло его раннее детство. В 1931 году Гомбын Дамдин был репрессирован, и Дугару пришлось вернуться в Кункур. В этом году пошел в школу в местности Харганата- Булаг, сомонном центре Кункура, там закончил её. После окончания Судунтуйской семилетней школы в 1940 году поступил в Агинское педагогическое училище, 20 июня 1942 года получил диплом под номером 12 учителя начальной школы и направлен в село Узон.

В этом же месяце был призван в Советскую армию и после прохождения службы в учебном полку направлен в воинскую часть, находившейся в Монголии у городка Тамцак-Булак. 57-ая дивизия защищала Монголию от нападения японских милитаристов, которые выжидали успехов немецких войск на советско-германском фронте в 1941-1942 годах для вторжения на территории СССР и Монголии. Дугар Бадмаевич вспоминал:

«Командиры и политруки полка нам, молодым солдатам, объясняли, что мы тоже находимся на войне. Япония ждет удобного случая напасть на СССР и Монголию, поэтому мы должны подготовить оборонные рубежи для отражения наступления японских войск.

Все бойцы подавали в любом удобном случае рапорты командованию полка об отправке их на фронт. Иногда такая возможность представлялась: как радовались счастливцы, как огорчались остальные!

Осень и зима 1942, начало 1943 года в Монголии выдались очень холодной. Кругом -- голая степь, поблизости никого, ни одного деревца. Жили мы в землянках, надо топить буржуйки. Чем? Приходилось по степи искать топочный материал, к тому же не хватало продуктов питания и теплого обмундирования. А днем надо долбить киркой, топорами и лопатами мерзлую монгольскую землю под окопы, блиндажи. Много бойцов умирало от голода и холода. Лучше было погибать на войне, чем так, без смысла. Думали, что продовольствие и теплые вещи идут на фронт, а нам не хватает. Потом оказалось, что наше командование, жившее в тылу за нами, жило на широкую ногу.

Однажды весной пришло сообщение о том, что фронту не хватает летчиков, некого сажать на новые боевые самолеты. Верховное командование готовило наступление советских войск по всему фронту, необходимо было создать превосходство над противником в воздухе. По воинским частям начали искать солдат, годных к летной службе. Я с радостью подал рапорт командованию полка. Прошел все испытания, из нашей части еще чуть больше десяти человек.

Осенью 1943 года нас направили в г. Славгород Алтайского края, куда перевели из Саратовской области Балашовское летное училище. Начал учится на военного летчика, было очень трудно, но интересно. Познакомился и подружился с ребятами. К концу 1945 года научился самостоятельно летать, рвался на фронт. Нас держали в тылу. К этому времени стало ясно, что война идет к концу.


В 1945 году вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о демобилизации из Вооруженных Сил воинов с педагогическим и техническим образованием. В звании лейтенанта авиации я был отправлен в запас. Был май 1946 года. Так закончилась для меня война.»

Началась для Дугар Бадмаевича мирная, гражданская жизнь.

Вот приказ №63 по Агинскому райОНО от 17 июня 1946 года: «Назначить Албажинова Д.Б. заведующим Аршантуевской НШ и приступить к работе 20 июня 1946 года»

Приказ №176 от 17 июля 1947 года: «Освободить Албажинова Д.Б. от заведования Аршантуевской НШ, перевести в Агинский райОНО инспектором».

Приказ №188 от 8 августа 1947 года: «Албажинова Д.Б., инспектора райОНО, отправить в распоряжение Агинского райкома ВЛКСМ» Здесь Дугар Бадмаевич занимался школьными делами.


В 1948-1950 годах работал заведующим Ононской начальной школы в селе Гунэй.

Осенью 1950 года он возвращается в родной Кункур учителем, заведущим школой с 1948 года работал Цыбиков Моглом-Гуро Цыбикович. Летом 1959 года он возвращается на родину, Гунэй. Кункурскую начальную школу возглавляет Албажинов Д.Б.

Первые послевоенные годы были очень трудными в наших краях. В 1947 году началась страшная засуха: вся степь в темно-желто-сером цвете, только вдоль Онона узкая зеленая полоса. Началась массовая гибель скота , в воздухе витал запах мертвечины. С 1948 года жизнь природы и людей начала налаживаться.


Вот что он вспоминал в этом времени: «В послевоенные годы заведующему школы необходимо было создавать условия для обучения и воспитания детей: заготовить дрова на зиму, организовать летний ремонт классов, обустроить территорию, подвезти продукты питания для интерната. Также вести уроки в малокомплектном классе. Подготовительные работы к новому учебному году проводили вместе со вторым учителем. Если второй учитель-женщина, все хозяйственные работы организовывал заведующий, привлекая родителей.

Очень трудно было и родителям готовить своих детей к школе. Не каждая семья могла приобрести ткань для шитья школьной одежды и купить обувь, тем более найти и купить тетради, ручку, чернила для учения, не хватало учебников. Каждый год организовывали ремонт учебников. Классная доска с мелом и тряпкой (самбар) оставался единственным средством обучения.  К тому же до начала 50х годов родители должны были производить натурооплату за обучение детей мясом, аарса и замбаа и сдавать в интернат.

Несмотря ни на что, в школе полным ходом шла внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Еженедельно проводились классные часы с политинформацией, чтением книг, обсуждением нарушителей учебной дисциплины. Власть в школе держала пионерская дружина имени Николая Гастелло во главе с пионервожатой (эта должность в школе появилась в начале 50х годов). Учащиеся подготовительного и 1го классов вступали в октябрята, а во 2ом классе произнесением пионерской клятвы перед дружиной становились пионерами, получали право носить пионерский галстук. Каждый класс--октябрятский или пионерский отряд во главе с председателем Совета и старостой класса. Традиционно в октябряты и пионеры вступали в День рождения В.И. Ленина – 22 апреля. Торжественно в школе отмечались праздник годовщины Великой Октябрьской социалистической революции накануне 7го ноября, Новый год, 22 апреля и 19 мая – день рождения Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. В праздничной обстановке отличившимся учащимся вручался подарок – 1-1,5 метра ткани, канцелярские принадлежности.

Учебный год состоял из 2-х полугодий, каникулы школьников только в зимнее время, после Нового года. Потом из четырёх четвертей.

В субботнее и воскресное время проводили сбор металлолома, макулатуры и костей, занимались санитарной уборкой села, помогали семьям не вернувшихся с войны фронтовиков, одиноким старикам. Весной и осенью занимались посадкой деревьев, готовили номера к праздничным концертам.

В 1959 году в Кункуре появились электричество и радио. В конторе колхоза установили радиоузел (радисты Намсараев Д., Дамдинжапов Н.), в квартирах – радиоточки и мощный громкоговоритель в центре села. Из радиоузла передавались объявления, фрагменты заседания правления колхоза, радиоконцерты детей для родителей. Чтобы дети впустую не проводили свободное время, я организовал в пионерской комнате просмотр диафильмов по графику. Дети с удовольствием приходили вечером смотреть диафильмы.

Дети тех лет свое свободное время проводили на улице: зимой – катались на лыжах по снегу или с горки, на льду на коньках-«снегурочках», летом популярны были подвижные игры.

Я участвовал или организовывал все эти дела, и всегда с баянам. Заставлял своих коллег принимать активное участие в них»

          


К новостям »